Новая редакция закона 54-ФЗ многих застала врасплох. Теперь, с 1 июля 2017 года кассовыми аппаратами должны будут пользоваться даже те, кто раньше мог обойтись и без них. Если с обычными магазинами все относительно понятно – они должны будут заменить ККТ для соответствия новым стандартам, но общий принцип работы не изменится, то с интернет-магазинами все гораздо сложнее. Не смотря на то, что в интернете продавца и покупателя часто разделяют тысячи километров, любая оплата с 1 июля 2017 года должна проходить как в обычном магазине, с использованием кассового аппарата с передачей данных в ОФД и ФНС.
Когда нужно оформлять кассовый чек?
По новым требованиям закона, если платеж совершен электронными средствами через интернет, продавец обязан передать клиенту в электронной форме кассовый чек или бланк строгой отчетности. При этом не нужно печатать эти документы на бумажном носителе.
В случае если покупатель оплачивает заказ при личной встрече с представителем интернет-магазина (курьером, сотрудником пункта выдачи), то чек обязательно распечатать и передать в бумажном виде. По требованию покупателя будет необходимо отправить копию на телефон или электронный адрес клиента.
Продавец должен оформить кассовый чек в момент оплаты покупателем, но и здесь возникают сложности. При оплате электронными деньгами, средства на счет продавца могут поступить со значительной задержкой. Здесь можно обратиться к п.3, статьи 16.1 закона о защите прав потребителей.
«При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией».
Таким образом, как только платежная система, которой пользуется продавец, списала деньги со счета клиента, сразу необходимо оформить кассовый чек и отправить в ОФД и на электронную почту клиента.
Спорные моменты нового закона
Закон не удобен при больших объемах продаж
Интернет-магазины работают круглосуточно, и чтобы соответствовать закону, чеки должны выдаваться в таком же режиме, вне зависимости от состояния кассовых аппаратов (занятость оборудования, наличие бумаги, закрытой смены). Не сложно догадаться, что большим интернет-магазинам, таким как OZON или ULMART, где всегда велик поток заказов, будет сложно поддержать непрерывную работу кассовой техники.
Учитывая, что фискальные накопители не способны провести больше двух небольших чеков в секунду, и что они должны хранить в своей памяти все чеки в течение 30 дней, становится ясно, что гигантам своей индустрии не подойдут обычные кассовые аппараты. Благо, самые большие интернет-магазины России могут себе позволить подготовить «ферму» из таких аппаратов и специальное оборудование для управления ими, чтобы равномерно распределять нагрузку и обеспечить непрерывную регистрацию фискальной информации.
Для менее крупных интернет-магазинов со стабильным потоком клиентов оптимальным решением является система «1С-Битрикс: Управление сайтом» 17.0, которая позволяет подключить несколько кассовых аппаратов по url интернет-магазина.
Требования закона не касаются платежных систем
«Кредитно-финансовые организации», которые обеспечивают процессинг электронных платежей, не обязаны соответствовать новому закону. Поэтому они не могут взять на себя функции формирования электронных чеков по фискальным операциям.
Курьерские компании не смогут выдавать чеки от имени продавца
Если в доставке товара клиенту и получении оплаты участвует посредник (курьерская компания), остается неясным, кто должен печатать чек и когда.
Распечатать чек заранее и выдать курьеру вместе с товаром – будет серьезным нарушением. Значит, курьерской компании придется выкупить товар у продавца, получить от него кассовый чек, а затем от своего имени продать товар реальному покупателю? В этом случае придется платить налоги за «фиктивные» операции.
Или тогда курьеру придется возить с собой кассовые аппараты тех компаний, товары которых он доставляет, и печатать кассовые чеки от имени продавцов?
Пока в законе много неясных моментов, которые могут сильно навредить бизнесу как сервисных компаний, так и интернет-магазинов.
Оформление кассовых документов для интернет-магазина
Основное отличие в требованиях по реквизитам кассовых документах – адрес регистрации ККТ интернет-магазина.
Если касса необходима только для интернет-торговли, то местом регистрации указывается адрес интернет-магазина, и именно он впоследствии будет печататься в реквизитах чека. При этом не имеет значения, где фактически расположен ККТ, будь то офис менеджера компании или в центре хранения данных в Китае.
Если касса находится в пункте выдачи заказов и используется для фиксации наличной оплаты, адресом регистрации указывается физический адрес помещения.
Если клиент оплачивает заказ курьеру при получении, в качестве адреса следует указывать номер и марку автомобиля, которым пользуется курьер или адрес регистрации ИП.
Особенности онлайн-касс для интернет-магазина
В связи с новыми требованиями закона, производители готовят к выпуску новый вид кассовых аппаратов без возможности печати. Такие устройства будут выпускаться с префиксом ФС в своем названии. Отсутствие печатающего устройства повысит надежность аппарата и немного уменьшит его цену.
Другие разработчики оборудования готовятся предлагать услуги по хостингу ККТ по аналогии с хостингом серверов. Такой центр обработки данных возьмет на себя обслуживание и поддержание непрерывной работы вашей кассы, и значительно облегчит вам работу.
Небольшие интернет-магазины все еще могут приобрести обычный фискальный регистратор для печати обычных чеков, данные о которых будут отправляться в ОФД. Придется позаботиться о том, чтобы на таком устройстве всегда была бумага в наличии чтобы всегда была открыта кассовая смена. Если же такой аппарат установить в пункте выдачи заказов, то на нем же можно принимать оплату наличными.
Некоторым для соответствия требованиям 54-ФЗ достаточно немного доработать сайт и приобрести фискальный регистратор, некоторым потребуется построить огромный центр обработки данных. В любом случае, важно не откладывать решение задачи на потом, ведь закон вступает в полную силу уже 1 июля 2017 года.